Мифы о маркировке товаров

В последнее время в свете вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы стали уделять пристальное внимание маркировке ввозимых товаров на соответствие Решению Комиссии Таможенного союза № 711 от 15.07.2011 г. (с изменениями от 17.03.2016 г.) «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», что, как выясняется, может служить серьезным препятствием при ввозе партий товаров на территорию ЕАЭС даже при наличии у импортера всех требуемых документов.

Давайте же разберемся каким требованиям, предъявляемым к маркировке, должен соответствовать товар для беспрепятственного прохождения им таможенного контроля.

Согласно пункту 2 Приложения 9 «Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза», «единый знак обращения продукции на рынке Союза» (ЕАС) - это обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.

Таким образом, продукция прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Пока, вроде, все понятно. Проблемы же, как всегда, начинаются при трактовке положений пунктов 2 и 5 решения Комиссии Таможенного союза № 711. Так в первом из них говорится о том, что «Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза», а в соответствии с пунктом 5.1 «Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию».

По мнению одного из представителей экспертного сообщества вся маркировка, соответствующая требованиям ЕАЭС, должна наноситься до выпуска продукции в обращение, что для импортируемых товаров означает «до ввоза», но, во-первых, одновременное предъявление в таможенный орган документа о соответствии, в котором указаны идентификационные признаки товара (марка, артикул, модель, изготовитель), полностью идентичные сведениям о товаре, указанным на самом товаре и/или в документах на товар, означает выполнение требований таможенного законодательства о документальном подтверждении соответствия товаров требованиям техрегламентов. Во-вторых, у таможенных органов отсутствуют полномочия проверять обоснованность выдачи документа о соответствии и/или осуществлять какие-либо действия по проверке фактического соответствия товара требованиям техрегламентов».

На основании вышесказанного у многих участников ВЭД возникают вопросы к таможенным органам по поводу того, каким образом ее сотрудники, основываясь исключительно на факте отсутствия надлежащей маркировки, делают выводы о несоответствии ввозимых товаров требованиям безопасности, при том что наличие выданного в установленном законом порядке сертификата о соответствии свидетельствует ровно об обратном.

Судебная практика по таким вопросам весьма противоречива. И если в некоторых случаях суды становятся на сторону импортера и соглашаются с тем, что проверка нанесения на продукцию знака ЕАС при принятии решения о выпуске продукции не относится к компетенции таможенного органа, то в то же самое время уже есть отмененные решения, принятые судами вышестоящих инстанций, считая вывод об отсутствии у таможенных органов соответствующей компетенции некорректным (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 июня 2016 года по делу № А62-5236/2015).

Что же касается нанесения самой маркировки ЕАС на товары, нашей компанией был получен официальный ответ из отдела правовой службы Центрального таможенного управления. Согласно ему и ввиду того, что «единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющих на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза)» «необходимо руководствоваться положениями каждого конкретного технического регламента в части маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Союза».

Так, к примеру, в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», вступившем в силу с 15 февраля 2013 года указано, что:

  1. Машины и (или) оборудование, соответствующие требованиям безопасности Технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения.
  2. Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском машин и (или) оборудования в обращение на рынке.
  3. Единый знак обращения наносится на каждую единицу машин и (или) оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение срока службы машины и (или) оборудования.

По вопросу нанесения единого знака обращения на само изделие указывается, что допускается нанесение единого знака обращения только на упаковку и в прилагаемые эксплуатационные документы, если его невозможно нанести непосредственно на машину и (или) оборудование. Машины и (или) оборудование маркируются единым знаком обращения при их соответствии требованиям всех технических регламентов Союза, распространяющихся на них и предусматривающих нанесение единого знака обращения.

Если же импортер намеревается ввезти партию детских игрушек, попадающих под действие технического регламента таможенного союза «О безопасности игрушек», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 (далее ТР ТС 008/2011) и, соответственно, единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Союза «наноситься непосредственно на саму игрушку и (или) упаковку игрушки (индивидуально, групповую, транспортную) и (или) этикетку, медальон, ярлык, в том числе вшивной ярлык), листки-вкладыши, а также приводится в прилагаемых к ней эксплуатационных документах». Для игрушек, состоящих из нескольких частей, единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Союза наносится на те части, которые могут размещаться на рынке отдельно.

При ввозе пищевой продукции отделом правовой службы ЦТУ ссылается на положения Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «О принятии технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее - ТР ТС 022/2011) в соответствии с которыми «маркировка пищевой продукции - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним». Согласно подпункту 1.11 пункта 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе, единый знак обращения продукции на рынке государств–членов Союза ЕАС.

При ввозе же парфюмерно-косметической продукции импортерам следует руководствоваться положениями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (далее ТР ТС 009/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799. Согласно статьи 7 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств- членов Союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Союза наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию.

Как видно из приведенных выше примеров использование конструкции «и / или» допускает нечеткость трактовки. Таким образом, будет ли нанесение маркировки только на упаковку игрушки или же на упаковку и саму игрушку достаточным для беспрепятственного выпуска предсказать невозможно.

Одно можно сказать с уверенностью – количество толкований и связанных с этим споров, судебных тяжб и административных протоколов в ближайшее время не уменьшится. В этой ситуации обращение импортеров к опытным профессионалам таможенного рынка может помочь им с успехом преодолеть трудности, связанные с маркировкой товара и другим требованиям, предъявляемым таможенными органами к ввозимому товару.

Требования к маркировке продукции Требования к маркировке мебели Требования к маркировке машин и оборудования
Требования к маркировке и эксплуатационным документам Общие требования Требования к маркировке пищевой промышленности

Возврат к списку

Услуги Таможенные услуги
Услуги Транспортные услуги
Онлайн-заявка
Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Документы Документы
FAQ Таможни FAQ

Калькулятор Расчет стоимости
Филиалы Филиалы
Оставить отзыв